ABC-XYZ-анализ

ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы компании по степени их важности и прибыли. В его основе лежит принцип Парето.

XYZ-анализ — метод классификации ресурсов компании в зависимости от:

  • стабильности потребления и точности его будущего прогнозирования
  • устойчивости или изменчивости спроса
  • подверженности сезонным колебаниям спроса
  • случайного характера спроса

Такая классификация может упростить планирование ассортимента, а также оптимизацию логистики и склада, что может способствовать уменьшению товарных излишков и минимизации расходов, связанных с избыточными запасами. При этом данный анализ достаточно универсален и может применяться не только для сегментации товаров, но и, например, для услуг, клиентов или партнеров.

В сценарии используются компоненты из библиотеки silver kit.

Запустить демо

Установить локально

Описание алгоритма

1. Импорт данных

Загрузка данных

Таблица Товары

Имя Метка
 item Товар
 month Месяц
 total Сумма

2. ABC-анализ

а) Группировка

С помощью компонента Группировка расчитываются показатели для каждого товара.

В узле Группировка заданы настройки:

  • поле ТоварГруппа
  • поле СуммаПоказатели, вариант агрегации Сумма
б) Компонент АВС-анализ

Использован компонент АВС-анализ из библиотеки silver kit.

В компоненте происходит разделение объектов на три группы (A, B, C) согласно границам групп.

На входной порт подаются данные:

Метка Тип Описание
Объект  Строковый Идентификатор или наименование объекта,по которому проводится анализ. Например, артикул товара.
Показатель  Вещественный Значение показателя по объекту. Например, сумма продаж.

Примечание: Границы групп устанавливаются пользователем во входном порту переменных. По умолчанию указаны границы, которые используются чаще всего.

в) Параметры полей

На последнем шаге идет исключение лишних полей в узле Параметры полей.

3. XYZ-анализ

а) Фильтр по одному товару

Для отбора одного товара из списка используется узел Фильтр строк. В фильтре заданы следующие настройки:

  • Поле - Товар
  • Условие - В списке
  • Список - Товар 1
б) Подмодель XYZ-анализ по одному товару

Использован компонент XYZ-анализ из библиотеки silver kit. В компоненте происходит разделение объектов на три группы (X, Y, Z) согласно границам коэффициента вариации.

На входной порт подаются данные:

Метка Тип Описание
Объект  Строковый Идентификатор или наименование объекта,по которому проводится анализ. Например, артикул товара.
Показатель  Вещественный Значение показателя по объекту. Например, сумма продаж.

Примечание: Границы групп устанавливаются пользователем во входном порту переменных. По умолчанию указаны границы, которые используются чаще всего.

В узле Параметры полей идет исключение лишних полей.

в) XYZ по всем товарам

Компонент Цикл применяется для циклического исполнения выбранного пользователем узла. В качестве такого узла, используется подмодель XYZ-анализ по одному товару. В настройках задан следующий способ итерации цикла:

  • Вид цикла - Групповая обработка
  • Вид групповой обработки - Разбиение по уникальным значениям полей по полю Товар

Примечание: Включен флаг параллельная обработка.

4. Консолидация данных

а) Слияние данных

С помощью узла Слияние объединены результирующие наборы из предыдущих пунктов. Для слияния используется внутреннее соединение по полю Товар.

б) Сортировка данных

Данные отсортированы по полям:

  • ABC
  • XYZ
в) Результирующий набор
Товар ABC XYZ
Товар 9 A X
Товар 4 B X
Товар 7 B Y
Товар 3 C X
Товар 2 C X
Товар 5 C Y
Товар 1 C Z
Товар 6 C Z

Интерпретация

  • Товары групп АX/BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Можно обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

  • Товары групп AY/BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

  • Товары групп AZ/BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов.

  • Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

  • По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся финансовых возможностей.

  • В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери.

Таким образом, придерживаясь определенной стратегии в формировании ассортимента, можно снизить накладные расходы путем оптимизации логистики и складских запасов.


ABC XYZ — анализ продаж для умного управления бизнесом

Скачайте и откройте файл в Loginom. При необходимости Loginom CE можно скачать бесплатно

Скачать демопример

Минимальные требования к системе:

  • Операционная система: Windows 10 и выше
  • CPU x64: 2 core 1
  • Оперативная память: 4 GB
  • Жесткий диск: 10 GB

1 Поддерживается работа на x64 процессорах Intel Core, AMD FX и более новых, содержащих инструкции SSE4.2, POPCNT.