ABC-XYZ-анализ

ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы компании по степени их важности и прибыли. В его основе лежит принцип Парето.

XYZ-анализ — метод классификации ресурсов компании в зависимости от:

  • стабильности потребления и точности его будущего прогнозирования
  • устойчивости или изменчивости спроса
  • подверженности сезонным колебаниям спроса
  • случайного характера спроса

Такая классификация может упростить планирование ассортимента, а также оптимизацию логистики и склада, что может способствовать уменьшению товарных излишков и минимизации расходов, связанных с избыточными запасами. При этом данный анализ достаточно универсален и может применяться не только для сегментации товаров, но и, например, для услуг, клиентов или партнеров.

Запустить демо

Установить локально

Описание алгоритма

1. Импорт данных

а) Загрузка данных

Таблица Товары

Имя Метка
 item Товар
 month Месяц
 quantity Количество
 total Сумма

2. Подготовка данных

а) Расчет Суммы, среднего, стандартного отклонения

С помощью компонента Группировка для каждого товара рассчитываются следующие показатели:

  • суммарная выручка с продаж
  • среднее количество проданных товаров
  • стандартное отклонение от среднего

В узле Сумма, среднее, ст. откл. заданы настройки:

  • поле ТоварГруппа
  • поле СуммаПоказатели, вариант агрегации Сумма
  • поле КоличествоПоказатели, варианты агрегации Среднее и Стандартное откл.
б) Сортировка

Список товаров отсортирован по убыванию суммарной выручки. Это необходимо для того, чтобы самый продаваемый товар был на первом месте для последующего правильного присвоения категории.

3. ABC-XYZ-анализ

а) ABC. Расчет показателей товара и присвоение категории

На входном порту переменных узла ABC заданы переменные А и C со значениями 50,00 и 80,00 соответственно. Каждой переменной установлено назначение — Используемое.

Эти переменные в дальнейшем используются для присвоения категории товару.

С помощью Калькулятора в узле ABC заданы 3 выражения, которые выполняются последовательно друг за другом:

Имя Метка Описание
 part % от общей суммы Расчет доли (в %) выручки каждого товара относительно
общей прибыли
 cum_sum Накопительный итог Следующее по очереди значение процента суммируется
с предыдущим значением процента
 abc ABC В зависимости от накопительного итога товарам присваивается
категория A, B или C, например, если , то A.
Значения, по которым присваивается та или иная категория,
заданы как входные переменные в соответствующем порту узла.
б) XYZ. Расчет показателей товара и присвоение категории

На входном порту переменных узла XYZ заданы переменные X и Z со значениями 10,00 и 25,00 соответственно. Каждой переменной установлено назначение — Используемое.

В узле XYZ 2 выражения:

Имя Метка Описание
 variation Коэффициент вариации Расчет коэффициента вариации на основе среднего количества
продаж и стандартного отклонения от среднего
 xyz XYZ В зависимости от коэффициента вариации товарам присваивается категория X, Y или Z. Значения, по которым присваивается та или иная категория, также заданы как входные переменные.
в) ABC + XYZ

С помощью узла Слияние объединены результирующие наборы из предыдущих пунктов. Для слияния используется внутреннее соединение по полю Товар.

Результирующий набор:

Результирующая таблица
Рисунок 1. Результирующая таблица

Интерпретация

  • Товары групп АX/BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Можно обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

  • Товары групп AY/BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

  • Товары групп AZ/BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов.

  • Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

  • По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся финансовых возможностей.

  • В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери.

Таким образом, придерживаясь определенной стратегии в формировании ассортимента, можно снизить накладные расходы путем оптимизации логистики и складских запасов.


Анализ рыночной корзины

Множественный импорт файлов

Скачайте и откройте файл в Loginom. При необходимости Loginom CE можно скачать бесплатно

Скачать демопример

Минимальные требования к системе:

  • Операционная система: Windows 8.1 и выше.
  • CPU x64: 1 core.
  • Оперативная память: 1 GB.
  • Жесткий диск: 10 GB.