ABC-XYZ-анализ
ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы компании по степени их важности и прибыли. В его основе лежит принцип Парето.
XYZ-анализ — метод классификации ресурсов компании в зависимости от:
- стабильности потребления и точности его будущего прогнозирования
- устойчивости или изменчивости спроса
- подверженности сезонным колебаниям спроса
- случайного характера спроса
Такая классификация может упростить планирование ассортимента, а также оптимизацию логистики и склада, что может способствовать уменьшению товарных излишков и минимизации расходов, связанных с избыточными запасами. При этом данный анализ достаточно универсален и может применяться не только для сегментации товаров, но и, например, для услуг, клиентов или партнеров.
В сценарии используются компоненты из библиотеки silver kit.
Описание алгоритма
1. Импорт данных
Таблица Товары
Имя | Метка |
---|---|
item | Товар |
month | Месяц |
total | Сумма |
2. ABC-анализ
С помощью компонента Группировка расчитываются показатели для каждого товара.
В узле Группировка заданы настройки:
- поле Товар — Группа
- поле Сумма — Показатели, вариант агрегации Сумма
Использован компонент АВС-анализ
из библиотеки silver kit.
В компоненте происходит разделение объектов на три группы (A, B, C) согласно границам групп.
На входной порт подаются данные:
Метка | Тип | Описание |
---|---|---|
Объект | Строковый | Идентификатор или наименование объекта,по которому проводится анализ. Например, артикул товара. |
Показатель | Вещественный | Значение показателя по объекту. Например, сумма продаж. |
Примечание: Границы групп устанавливаются пользователем во входном порту переменных. По умолчанию указаны границы, которые используются чаще всего.
На последнем шаге идет исключение лишних полей в узле Параметры полей.
3. XYZ-анализ
Для отбора одного товара из списка используется узел Фильтр строк. В фильтре заданы следующие настройки:
- Поле - Товар
- Условие - В списке
- Список - Товар 1
Использован компонент XYZ-анализ
из библиотеки silver kit. В компоненте происходит разделение объектов на три группы (X, Y, Z)
согласно границам коэффициента вариации.
На входной порт подаются данные:
Метка | Тип | Описание |
---|---|---|
Объект | Строковый | Идентификатор или наименование объекта,по которому проводится анализ. Например, артикул товара. |
Показатель | Вещественный | Значение показателя по объекту. Например, сумма продаж. |
Примечание: Границы групп устанавливаются пользователем во входном порту переменных. По умолчанию указаны границы, которые используются чаще всего.
В узле Параметры полей идет исключение лишних полей.
Компонент Цикл применяется для циклического исполнения выбранного пользователем узла. В качестве такого узла, используется подмодель XYZ-анализ по одному товару. В настройках задан следующий способ итерации цикла:
- Вид цикла - Групповая обработка
- Вид групповой обработки - Разбиение по уникальным значениям полей по полю Товар
Примечание: Включен флаг параллельная обработка.
4. ABC + XYZ
С помощью узла Слияние объединены результирующие наборы из предыдущих пунктов. Для слияния используется внутреннее соединение по полю Товар.
Данные отсортированы по полям:
- ABC
- XYZ
Товар | ABC | XYZ |
---|---|---|
Товар 9 | A | X |
Товар 4 | B | X |
Товар 7 | B | Y |
Товар 3 | C | X |
Товар 2 | C | X |
Товар 5 | C | Y |
Товар 1 | C | Z |
Товар 6 | C | Z |
Интерпретация
Товары групп АX/BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Можно обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.
Товары групп AY/BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.
Товары групп AZ/BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов.
Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.
По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся финансовых возможностей.
В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери.
Таким образом, придерживаясь определенной стратегии в формировании ассортимента, можно снизить накладные расходы путем оптимизации логистики и складских запасов.
ABC XYZ — анализ продаж для умного управления бизнесом
Скачайте и откройте файл в Loginom. При необходимости Loginom CE можно скачать бесплатно
Минимальные требования к системе:
- Операционная система: Windows 8.1 и выше.
- CPU x64: 1 core.
- Оперативная память: 1 GB.
- Жесткий диск: 10 GB.