ABC-XYZ-анализ

ABC-XYZ-анализ позволяет разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (ABC) и регулярности покупок (XYZ).

Такая классификация может упростить планирование ассортимента, а также оптимизацию логистики и склада, что может способствовать уменьшению товарных излишков и минимизации расходов, связанных с избыточными запасами. При этом данный анализ достаточно универсален и может применяться не только для сегментации товаров, но и, например, для услуг, клиентов или партнеров.

В представленном примере показано, как можно разделить некоторый список товаров по группам ABC и XYZ, а также объясняется, как применить это разделение на практике.

Исходные данные

Имя поля Метка поля
 Item Товар
 Month Месяц
 Quantity Количество
 Total Сумма

Алгоритм

  1. Рассчитать итоговую сумму, среднее количество продаж и стандартное отклонение от среднего.
  2. Рассчитать накопительный итог, на его основе произвести сегментацию по группам А, В или С.
  3. Рассчитать коэффициент вариации, на его основе произвести сегментацию по группам X, Y или Z.
  4. Совместить полученные результаты в общей таблице.

Сценарий

Сценарий ABC-XYZ анализа товаров.
Рисунок 1. Сценарий ABC-XYZ анализа товаров.

 Товары

Исходные данные содержат список с итоговым количеством проданных товаров и суммой продаж помесячно за второе полугодие, с июля по декабрь.

 Сумма, среднее, стандартное отклонение

В узле Группировка рассчитывается суммарная выручка с продаж и среднее количество проданных единиц каждого товара, а также стандартное отклонение от среднего за 6 месяцев торговли.

Узел Группировка.
Рисунок 2. Узел Группировка.

Далее Сценарий разветвляется: верхняя часть рассчитывает категорию ABC, нижняя — XYZ.

 Сортировка по убыванию

Для начала отсортируем список товаров по убыванию суммарной выручки. Это нужно для того, чтобы самый продаваемый товар был на первом месте, и для последующего правильного присвоения категории.

 ABC

В Калькуляторе ABC задано 3 выражения (формулы), которые выполняются последовательно друг за другом:

Имя Метка Описание
 Part % от общей суммы Расчет доли (в %) выручки каждого товара относительно
общей прибыли
 CumSum Накопительный итог Следующее по очереди значение процента суммируется
с предыдущим значением процента
 ABC ABC В зависимости от накопительного итога товарам присваивается
категория A, B или C, например, если , то A.
Значения, по которым присваивается та или иная категория,
заданы как входные переменные в соответствующем порту Узла.
Значения переменных.
Рисунок 3. Значения переменных.

 XYZ

Калькулятор XYZ производит расчет по 2 выражениям:

Имя Метка Описание
 Variation Коэффициент вариации Расчет коэффициента вариации на основе среднего количества
продаж и стандартного отклонения от среднего
 XYZ XYZ В зависимости от коэффициента вариации товарам присваивается
категория X, Y или Z. Значения, по которым присваивается та или
иная категория, также заданы как входные переменные.

 ABC + XYZ

Конечный узел совмещает таблицу ABC с XYZ. Слияние производится по идентичным столбцам «Товар».

Слияние ABC + XYZ.
Рисунок 4. Слияние ABC + XYZ.

Сценарий, исходя из накопительного итога и коэффициента вариации, рассчитал для Товара 9 категорию AX, для Товаров 1, 6, 8, 10 — категорию CZ и т. д.

Результирующая таблица со значениями ABC-XYZ для каждого товара.
Рисунок 5. Результирующая таблица со значениями ABC-XYZ для каждого товара.

Интерпретация

  • Товары групп АX/BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Можно обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

  • Товары групп AY/BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

  • Товары групп AZ/BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов.

  • Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

  • По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся финансовых возможностей.

  • В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери.

Таким образом, придерживаясь определенной стратегии в формировании ассортимента, можно снизить накладные расходы путем оптимизации логистики и складских запасов.

Компоненты

Файлы

Скачать

results matching ""

    No results matching ""