ABC-XYZ-анализ

ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы компании по степени их важности и прибыли. В его основе лежит принцип Парето.

XYZ-анализ — метод классификации ресурсов компании в зависимости от:

  • стабильности потребления и точности его будущего прогнозирования
  • устойчивости или изменчивости спроса
  • подверженности сезонным колебаниям спроса
  • случайного характера спроса

Такая классификация может упростить планирование ассортимента, а также оптимизацию логистики и склада, что может способствовать уменьшению товарных излишков и минимизации расходов, связанных с избыточными запасами. При этом данный анализ достаточно универсален и может применяться не только для сегментации товаров, но и, например, для услуг, клиентов или партнеров.

В сценарии используются компоненты из библиотеки silver kit.

Запустить демо

Установить локально

Описание алгоритма

1. Импорт данных

а) Загрузка данных

Таблица Товары

Имя Метка
 item Товар
 month Месяц
 total Сумма

2. ABC-анализ

а) Группировка

С помощью компонента Группировка расчитываются показатели для каждого товара.

В узле Группировка заданы настройки:

  • поле ТоварГруппа
  • поле СуммаПоказатели, вариант агрегации Сумма
б) Компонент АВС-анализ

Использован компонент АВС-анализ из библиотеки silver kit.

В компоненте происходит разделение объектов на три группы (A, B, C) согласно границам групп.

На входной порт подаются данные:

Метка Тип Описание
Объект  Строковый Идентификатор или наименование объекта,по которому проводится анализ. Например, артикул товара.
Показатель  Вещественный Значение показателя по объекту. Например, сумма продаж.

Примечание: Границы групп устанавливаются пользователем во входном порту переменных. По умолчанию указаны границы, которые используются чаще всего.

в) Параметры полей

На последнем шаге идет исключение лишних полей в узле Параметры полей.

3. XYZ-анализ

а) Фильтр по одному товару

Для отбора одного товара из списка используется узел Фильтр строк. В фильтре заданы следующие настройки:

  • Поле - Товар
  • Условие - В списке
  • Список - Товар 1
б) Подмодель XYZ-анализ по одному товару

Использован компонент XYZ-анализ из библиотеки silver kit. В компоненте происходит разделение объектов на три группы (X, Y, Z) согласно границам коэффициента вариации.

На входной порт подаются данные:

Метка Тип Описание
Объект  Строковый Идентификатор или наименование объекта,по которому проводится анализ. Например, артикул товара.
Показатель  Вещественный Значение показателя по объекту. Например, сумма продаж.

Примечание: Границы групп устанавливаются пользователем во входном порту переменных. По умолчанию указаны границы, которые используются чаще всего.

В узле Параметры полей идет исключение лишних полей.

в) XYZ по всем товарам

Компонент Цикл применяется для циклического исполнения выбранного пользователем узла. В качестве такого узла, используется подмодель XYZ-анализ по одному товару. В настройках задан следующий способ итерации цикла:

  • Вид цикла - Групповая обработка
  • Вид групповой обработки - Разбиение по уникальным значениям полей по полю Товар

Примечание: Включен флаг параллельная обработка.

4. ABC + XYZ

а) Слияние данных

С помощью узла Слияние объединены результирующие наборы из предыдущих пунктов. Для слияния используется внутреннее соединение по полю Товар.

б) Сортировка данных

Данные отсортированы по полям:

  • ABC
  • XYZ
в) Результирующий набор
Товар ABC XYZ
Товар 9 A X
Товар 4 B X
Товар 7 B Y
Товар 3 C X
Товар 2 C X
Товар 5 C Y
Товар 1 C Z
Товар 6 C Z

Интерпретация

  • Товары групп АX/BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Можно обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

  • Товары групп AY/BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

  • Товары групп AZ/BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов.

  • Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

  • По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся финансовых возможностей.

  • В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери.

Таким образом, придерживаясь определенной стратегии в формировании ассортимента, можно снизить накладные расходы путем оптимизации логистики и складских запасов.


ABC XYZ — анализ продаж для умного управления бизнесом

Скачайте и откройте файл в Loginom. При необходимости Loginom CE можно скачать бесплатно

Скачать демопример

Минимальные требования к системе:

  • Операционная система: Windows 8.1 и выше.
  • CPU x64: 1 core.
  • Оперативная память: 1 GB.
  • Жесткий диск: 10 GB.