ABC-XYZ-анализ
Пример решения задачи на базе аналитической low-code платформы Loginom:
- Скачать бесплатно Loginom Community Edition
- Скачать бесплатно пакет, реализующий описанный сценарий
ABC-XYZ-анализ позволяет разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (ABC) и регулярности покупок (XYZ).
Такая классификация может упростить планирование ассортимента, а также оптимизацию логистики и склада, что может способствовать уменьшению товарных излишков и минимизации расходов, связанных с избыточными запасами. При этом данный анализ достаточно универсален и может применяться не только для сегментации товаров, но и, например, для услуг, клиентов или партнеров.
В представленном примере показано, как можно разделить некоторый список товаров по группам ABC и XYZ, а также объясняется, как применить это разделение на практике.
Исходные данные
Имя поля | Метка поля |
---|---|
Товар | |
Месяц | |
Количество | |
Сумма |
Алгоритм
- Рассчитать итоговую сумму, среднее количество продаж и cтандартное отклонение от среднего.
- Рассчитать накопительный итог, на его основе произвести сегментацию по группам А, В или С.
- Рассчитать коэффициент вариации, на его основе произвести сегментацию по группам X, Y или Z.
- Совместить полученные результаты в общей таблице.
Сценарий

Товары
Исходные данные содержат список с итоговым количеством проданных товаров и суммой продаж помесячно за второе полугодие, с июля по декабрь.
Сумма, среднее, стандартное отклонение
В узле Группировка рассчитывается суммарная выручка с продаж и среднее количество проданных единиц каждого товара, а также стандартное отклонение от среднего за 6 месяцев торговли.

Далее Сценарий разветвляется: верхняя часть рассчитывает категорию ABC, нижняя — XYZ.
Сортировка по убыванию
Для начала отсортируем список товаров по убыванию суммарной выручки. Это нужно для того, чтобы самый продаваемый товар был на первом месте, и для последующего правильного присвоения категории.
ABC
В Калькуляторе ABC задано 3 выражения (формулы), которые выполняются последовательно друг за другом:
Имя | Метка | Описание |
---|---|---|
% от общей суммы | Расчет доли (в %) выручки каждого товара относительно общей прибыли |
|
Накопительный итог | Следующее по очереди значение процента суммируется с предыдущим значением процента |
|
ABC | В зависимости от накопительного итога товарам присваивается категория A, B или C, например, если , то A. Значения, по которым присваивается та или иная категория, заданы как входные переменные в соответствующем порту Узла. |

XYZ
Калькулятор XYZ производит расчет по 2 выражениям:
Имя | Метка | Описание |
---|---|---|
Коэффициент вариации | Расчет коэффициента вариации на основе среднего количества продаж и стандартного отклонения от среднего |
|
XYZ | В зависимости от коэффициента вариации товарам присваивается категория X, Y или Z. Значения, по которым присваивается та или иная категория, также заданы как входные переменные. |
ABC + XYZ
Конечный узел совмещает таблицу ABC с XYZ. Слияние производится по идентичным столбцам «Товар».

Сценарий, исходя из накопительного итога и коэффициента вариации, рассчитал для Товара 9 категорию AX, для Товаров 1, 6, 8, 10 — категорию CZ и т. д.

Интерпретация
Товары групп АX/BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Можно обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.
Товары групп AY/BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.
Товары групп AZ/BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов.
Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.
По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся финансовых возможностей.
В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери.
Таким образом, придерживаясь определенной стратегии в формировании ассортимента, можно снизить накладные расходы путем оптимизации логистики и складских запасов.