ABC-XYZ-анализ
ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы компании по степени их важности и прибыли. В его основе лежит принцип Парето.
XYZ-анализ — метод классификации ресурсов компании в зависимости от:
- стабильности потребления и точности его будущего прогнозирования
- устойчивости или изменчивости спроса
- подверженности сезонным колебаниям спроса
- случайного характера спроса
Такая классификация может упростить планирование ассортимента, а также оптимизацию логистики и склада, что может способствовать уменьшению товарных излишков и минимизации расходов, связанных с избыточными запасами. При этом данный анализ достаточно универсален и может применяться не только для сегментации товаров, но и, например, для услуг, клиентов или партнеров.
Описание алгоритма
1. Импорт данных
Таблица Товары
Имя | Метка |
---|---|
Товар | |
Месяц | |
Количество | |
Сумма |
2. Подготовка данных
С помощью компонента Группировка для каждого товара рассчитываются следующие показатели:
- суммарная выручка с продаж
- среднее количество проданных товаров
- стандартное отклонение от среднего
В узле Сумма, среднее, ст. откл. заданы настройки:
- поле Товар — Группа
- поле Сумма — Показатели, вариант агрегации Сумма
- поле Количество — Показатели, варианты агрегации Среднее и Стандартное откл.
Список товаров отсортирован по убыванию суммарной выручки. Это необходимо для того, чтобы самый продаваемый товар был на первом месте для последующего правильного присвоения категории.
3. ABC-XYZ-анализ
На входном порту переменных узла ABC заданы переменные А
и C
со значениями 50,00 и 80,00 соответственно. Каждой переменной установлено назначение — Используемое.
Эти переменные в дальнейшем используются для присвоения категории товару.
С помощью Калькулятора в узле ABC заданы 3 выражения, которые выполняются последовательно друг за другом:
Имя | Метка | Описание |
---|---|---|
% от общей суммы | Расчет доли (в %) выручки каждого товара относительно общей прибыли |
|
Накопительный итог | Следующее по очереди значение процента суммируется с предыдущим значением процента |
|
ABC | В зависимости от накопительного итога товарам присваивается категория A, B или C, например, если , то A. Значения, по которым присваивается та или иная категория, заданы как входные переменные в соответствующем порту узла. |
На входном порту переменных узла XYZ заданы переменные X
и Z
со значениями 10,00 и 25,00 соответственно. Каждой переменной установлено назначение — Используемое.
В узле XYZ 2 выражения:
Имя | Метка | Описание |
---|---|---|
Коэффициент вариации | Расчет коэффициента вариации на основе среднего количества продаж и стандартного отклонения от среднего |
|
XYZ | В зависимости от коэффициента вариации товарам присваивается категория X, Y или Z. Значения, по которым присваивается та или иная категория, также заданы как входные переменные. |
С помощью узла Слияние объединены результирующие наборы из предыдущих пунктов. Для слияния используется внутреннее соединение по полю Товар.
Результирующий набор:

Интерпретация
Товары групп АX/BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Можно обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.
Товары групп AY/BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.
Товары групп AZ/BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов.
Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.
По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся финансовых возможностей.
В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери.
Таким образом, придерживаясь определенной стратегии в формировании ассортимента, можно снизить накладные расходы путем оптимизации логистики и складских запасов.
Скачайте и откройте файл в Loginom. При необходимости Loginom CE можно скачать бесплатно
Минимальные требования к системе:
- Операционная система: Windows 8.1 и выше.
- CPU x64: 1 core.
- Оперативная память: 1 GB.
- Жесткий диск: 10 GB.